Праздники и памятные даты

Заметка

  • Праздники  и памятные даты нашей обители

    НОЯБРЬ:

  • 25 ноября -чудотворной иконы Божией Матери «Милостивая”. Велие торжество для обители - главный праздник чтимого образа Царицы Небесной, от которого более двух столетий получают благодатную помощь многие верующие,приходящие к святыне. В нынешнем году исполняется 15 лет со дня возвращения чудотворной иконы  в монастырь  25 ноября 1999 года  из храма св.пророка Илии в Обыденном переулке, где святыня находилась с 1923 года, после  закрытия обители. В день праздника Божественную литургию в монастыре возглавит Высокопреосвященнейший архиепископ Сергиево-Посадский ФЕОГНОСТ.

Просмотры (15)

Вечная твоя память, достоблаженная матушка Нина. К 30-летию со дня кончины схм.Нины (Корнеевой)

MNina23 ноября 1984 года преставилась ко Господу   схимонахиня Нина (Корнеева), последняя насельница   Зачатьевской обители, пережившая закрытие монастыря, трудные годы бедной, исполненной страданий и притеснений жизни, и сохранившей, как драгоценное сокровище, глубокую веру  и преданность Возлюбленному Господу Иисусу Христу, Которому она посвятила себя с юных лет. В 1925 году, когда из Зачатьевской обители были изгнаны все остававшиеся в ней монашествующие, матушка Нина была совсем молоденькой послушницей, Настенькой, как все ее с любовью называли. Читать далее

Просмотры (792)

8/21 ноября – Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Архангел Михаил

Архангел Михаил

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Лаодикийском Соборе. Этот Собор осудил еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре – 9-м месяце от марта (с которого в древности начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. 8-й день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым», ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит «день осмый», и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25, 31).

Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. В высшую иерархию входят Серафимы, Херувимы и Престолы. Среднюю составляют Господства, Силы и Власти. В низшую входят Начала, Архангелы и Ангелы. Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (в переводе с еврейского – «кто как Бог»), который низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами.

Об именах и ангелах. День Архистратига Михаила

Проповедь Митрополита  Антония Сурожского
«Никто как Бог» – в этом выразилось все знание великим Архангелом своего Бога. Он Его не описывает, он Его не объясняет – он встает и свидетельствует. В этом его приобщенность к сиянию Божества, и в этом мера, в которой он являет это сияние и открывает нам путь к тайне Господней своим словом и тем именем, которое выражает весь его непостижимый опыт непостижимого Бога.

Есть место в книге Откровения, где тайнозритель Иоанн повествует нам, что когда придет время и мы все будем в Царстве Божием, то каждый получит имя таинственное, которое знает только Бог, дающий его, и познает тот, кто его получает. Это имя как бы содержит в себе всю тайну человека; этим именем сказано все о нем; этого имени никто не может знать, кроме Бога и получающего его, потому что оно определяет то единственное, неповторимое соотношение, которое существует между Богом и Его тварью – каждой, единственной для Него тварью.
Читать далее

Просмотры (40)

Протоиерей Михаил Ивановский. К 140-летию со дня рождения

Протоией Михаил Ивановский

Протоией Михаил Ивановский

В день, когда Церковь празднует Собор Архистратига Михаила и прочих небесных Сил бесплотных, насельницы Зачатьевского монастаря молитвенно поминают протоиерея Михаила Ивановского (1874-1942) – последнего духовника Зачатьевских сестер дореволюционного и тяжелого прослереволюционного времени, когда на долю и сестер, и о. Михаила выпали жесточайшие испытания. В 1903 году он, выпускник Московской Духовной Академии, после защиты кандидатской диссертации, был рукоположен в священники для Зачатьевского монастыря. С тех пор вся его жизнь была связана с обителью. Духовником обители он был назначен в 1917 году, но еще задолго до этого о нем как о мудром и высокой духовной жизни пастыре и отзывались многие. В 1930 году протоиерей Михаил Ивановский был осужден Особым совещанием при Коллегии ОГПУ на три года ссылки. По окончании ссылки он поселился в Твери. Пользуясь сравнительной близостью этого города к столице, он приезжал в Москву на великие праздники и в Михайлов день – на свои именины. Все эти годы отец Михаил был духовной опорой для зачатьевских монахинь, вынужденных жить в миру. Образовалась своего рода тайная монашеская община, окормляемая ссыльным священником. Такие общины, мужские и женские, существовали в годы гонений по всей России.

Только в 2006 году насельницам возрождающегося Зачатьевского монастыря удалось выяснить точную дату смерти протоиерея Михаила. Он скончался 12 октября 1942 г. от голода и болезней в освобожденной от фашистских захватчиков Твери. По свидетельству сотрудников тверского загса, в архиве которого было найдено свидетельство о смерти, это единственный документ, который сохранился с того времени.

Сестры верят, что отец Михаил, претерпевший множество скорбей и умерший в нищете и изгнании, но всегда благодаривший Господа и неизменно повторявший «Слава Богу за все», и ныне в Церкви Небесной, Церкви Торжествующей, возносит молитвы и ходатайствует за Зачатьевскую обитель и ее насельниц.

Молитвами приснопоминаемого протоиерея Михаила, Господи Иисусе Христе, помилуй нас! Читать далее

Просмотры (10)

Игумении Зачатьевской обители

Игуменский день

18 ноября, в день кончины последней настоятельницы монастыря до его закрытия, игумении Марии (Коробка) в Зачатьевской обители молитвенно почтили память всех игумений монастыря от его основания.  Имена большинства из них известны, в отдельных случаях известны и места их погребения. В настоящее время подготовлен свод имеющихся данных о настоятельницах и сестрах обители. Постоянно совершая молитвенное поминовение  усопших игумений и сестер монастыря нынешние насельницы надеются их молитвами обрести  Царство Небесное, дабы вместе прославлять Господа в Вышних обителях.

ИГУМЕНИИ ЗАЧАТЬЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ

 Имена игумений Зачатьевского монастыря известны не все. Основным источником по этому вопросу является издание «Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви», составленное русским историком Павлом Михайловичем Строевым и увидевшее свет в 1877 году. Этот же список с некоторыми разночтениями публикует диакон Лавр Павлович Смирнов в своем «Историческом описании московского Зачатиевского девичьего монастыря», изданном в 1884 году. В обеих публикациях приводятся имена, фамилии (не всегда) и годы настоятельства игумений. Иногда указана только дата, под которой игумения упоминается в каком-либо историческом документе. Дата кончины или увольнения на покой приводится не всегда. Мы сопоставили две публикации списков игумений и добавили некоторые биографические или исторические сведения.

Читать далее

Просмотры (33)

Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России

Свт. Тихон (Беллавин), Патриарх Московский и всея России

Свт. Тихон (Беллавин), Патриарх Московский и всея России

18 ноября – святителя ТИХОНА, Патриарха Московского и всея Руси (избрание в 1917 г.) Последние месяцы своей жизни святитель Тихон находился в частной клинике Бакунина А.Н. в здании по ул.Остоженка, д.17-19, в непосредственной близости от Зачатьевского монастыря. Святейший Патриарх совершал богослужения в монастырских храмах, а также в приписном к обители храме Воскресения Словущего. Сестры монастыря преподнесли святителю келейную икону Благовещения Пресвятой Богородицы.

Житие Святителя Тихона, Патриарха Московского

Память 9 февраля в день обретения мощей, 25 марта в день преставления, 26 сентября в день прославления, 5 ноября в день избрания на патриарший престол, в Соборах Московских святителей; Московских и Санкт-Петербургских святых; новомучеников и исповедников Церкви Русской

В миру Беллавин Василий Иванович, родился 19 января 1865 года на погосте Клин Торопецкого уезда в семье сельского священника. Наречен при крещении Василием в честь св. Василия Великого.

В 1869 г. его отец, священник Иоанн, был переведен в Преображенский храм г. Торопца.

С 1874 по 1878 год учился в Торопецком духовном училище. С детских лет отличался старательностью и кротостью. Товарищи по училищу, зная его незлобивый и молчаливый нрав, часто над ним смеялись и подшучивали, обращаясь к нему со словами: “Ваше Святейшество”.

С 1878 по 1884 год учился в Псковской духовной семинарии. Окончил семинарию с отличием.

11 июня 1888 года окончил Санкт-Петербургскую духовную академию одним из первых студентов со степенью кандидата-магистранта богословия (кандидатское сочинение на тему “Quesnel и его отношение к янсенизму”). Получил назначение в родную Псковскую духовную семинарию преподавателем основного, догматического и нравственного богословия и французкого языка. Читать далее

Просмотры (10)

17 ноября Архиерейское богослужение на подворье в Барвихе

This slideshow requires JavaScript.

17 ноября, накануне дня кончины последней настоятельницы  обители перед ее закрытием, игумении Марии (Коробка) в храме Покрова Пресвятой Богородицы на подворье монастыря в деревне Барвиха была совершена Божественная Литургия, которую возглавил председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству Высокопреосвященнейший архиепископ Сергиево-Посадский ФЕОГНОСТ. В уютном деревянном храме подворья под  монашеское пение возносились архиерейские молитвы ко престолу Вседержителя. По окончании службы Высокопреосвященнейший Владыка обратился ко всем молящимся с простым, но точным словом о том, что желает  человек и как найти желаемое ? “Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет”.  Где наше сокровище, что для нас дорого, желаем ли мы Царствия Божия и как нам его найти? Ответы дает Господь в Евангелии. Царство Божие внутри каждого из нас, и открывается тем, кто оставляет все, и не желает ничего иного как найти его, хотя этот путь может начинаться с вопроса или даже сомнения: ” А есть ли оно, Царство Божие?” И пока человек задает этот вопрос, есть надежда, что он обретет это Царство .

Ход Литургии сегодня был несколько необычным, так как сочетался с сугубыми заупокойными прошениями и литией о упокоении приснопоминаемой   игумении Марии, а также всех игумений обители от ее основания.  Удивительным образом сегодняшнее рядовое зачало Евангелия как нельзя лучше раскрывало смысл жизни  поминавшейся игумении Марии, и вообще всех монашествующих, решившихся оставить все житейские попечения ради обретения Единого на потребу.

Игуменский день

По древней монашеской традиции день кончины последней игумении является днем памяти всех ее предшественниц, так называемый Игуменский день. Матушка Мария много потрудилась для обустройства хозяйства на монастырском подворье, при ней в 1910 году был построен храм Покрова Пресвятой Богородицы  (разрушен в 1930-е годы), корпуса для сестер, налажено подсобное  хозяйство с садами и огородами; крестьянских детей обучали в  церковно-приходской школе, а для жителей деревни была устроена  бесплатная амбулатория.  Матушку Марию очень любили местные жители и даже  исходатайствовали  у духовного начальства золотой крест Матушке  в благодарность за ее труды и заботу о них.

Почила о Господе игумения  Мария     уже    после   официального закрытия обители (монастырь был официально упразднен 23 апреля 1923 г).  Скончалась она в своем домике на хуторе 18 ноября 1923 года и была похоронена, согласно архивным данным, у южной стороны храма. Несколько лет назад местные жители показали игумении Иулиании предполагаемое место погребения матушки Марии. С тех пор ежегодно в этот день матушка с сестрами и со священнослужителями после богослужения приходят на это место совершить панихиду.

Фото: В. Ходаков

Просмотры (15)

13 ноября Божественную Литургию возглавил архиепископ Сергиево-Посадский ФЕОГНОСТ

P1010398

13 ноября, в день празднования преподобных Спиридона и Никодима, просфорников Печерских, Божественная литургия в монастыре совершалась в храме Сошествия Святого Духа на апостолов, где имеются частицы мощей этих святых угодников Божиих. Богослужение возглавил Высокопреосвященнейший архиепископ Сергиево-Посадский ФЕОГНОСТ, Председатель Синодального отдела по  монастырям и монашеству. При тихом мерцании лампад и огоньков свечей под  негромкое монашеское пение  возносились молитвы и приносилась бескровная жертва Всемилостивому Владыке Христу. Высокопреосвященный Владыка совершал Литургию иерейским чином, по-монашески –  просто и глубоко, а по отпусте обратился к  матушке игумении с сестрами и  собравшимся в храме богомольцам с кратким словом на тему рядового Евангельского зачала.  Познание Божественной истины возможно только имеющим ключи разумения.  Только благодатью Духа Святого дается разумение того, что есть глубина, и широта, и тайна.  Кому Господь дает ключи разумения тайн Царствия Божия? Тому, кто в смирении и простоте, с сознанием своей греховности  обращается к Нему, а не тем, кто  в гордом самопревозношении мнят себя праведными и знающими.  Господь заповедует нам беречься от закваски фарисейской- от превозношения и от лицемерия.  Фарисей-тот, кто меняет свое лицо, ищет удобное положение, для того, чтобы казаться великим перед другими, он считает себя праведником и, более того,  дерзает  решать о достоинстве или недостоинстве  ближних. Но тот, кто признал себя праведным,  сам закрывает для себя вход в Царство Небесное.     Нам необходимо поститься, молиться, бдеть, трезвиться для того, чтобы нам открыть для себя   евангельские истины.   Евангелие дано для всех, оно просто и ясно и суть его в том, что Господь не пришел призвать праведных, но грешников на покаяние.  Господь каждого из нас зовет к Себе, и грядущего к Нему не отвергнет, пусть он будет даже самым прокаженным в душе, но обращающимся к Богу.  И горе тому “праведнику”, кто оттолкнет такого “недостойного” .

По окончании богослужения владыка провел с матушкой игуменией рабочее совещание .

Просмотры (53)

“Старец старцев”-митрополит Зиновий (Мажуга), в схиме Серафим

Святитель Зиновий (Мажуга), в схиме Серафим

Святитель Зиновий (Мажуга), в схиме Серафим

Источник: http://www.pravoslavie.ru/put/73463.htm
Тамара Манелашвили

Как верующие люди любят святых, и как часто обращаются к ним за помощью! Ищет сердце общения с небесными жителями, которые перешли порог смерти и вошли в Царство Небесное. Жаждут они, чтобы и мы попали в Рай и готовы во всем помогать нам. Они ждут общения с нами через нашу молитву. О многих мы знаем, а многие сокрыты от нас промыслом Божиим. Но иногда, по милости Божией, наступает такой момент в жизни, о котором сказано: «Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:13-16).

Сам Господь тогда прославляет своих святых и открывает их имена для того, чтобы мы чтили их и прибегали к их помощи. В 2010 году были прославлены известные глинские старцы – схимитрополит Серафим (митрополит Зиновий Мажуга), схиархимандрит Серафим (Романцов), и схиархимандрит Андроник (Лукаш).

Тело новопрославленного святого митрополита Зиновия (Мажуги) почивает в Грузии, в Тбилиси, в русском храме святого благоверного князя Александра Невского. В нем владыка был настоятелем и служил все последние годы жизни. Читать далее

Просмотры (43)

12 ноября – день памяти Cщмч. Зиновий, епископ Егейский, и сестра его Зиновия

Cвященномученик Зиновий, епископ Егейский

Cвященномученик Зиновий, епископ Егейский

Cвященномученик Зиновий, епископ Егейский, и сестра его Зиновия претерпели мученическую смерть в 285 году в Киликии. Они с детства восприняли святую христианскую веру от своих родителей и вели благочестивую, целомудренную жизнь. В зрелые годы, чуждые сребролюбия, раздали они свое имущество, полученное в наследство, неимущим. За благотворительность и святую жизнь Господь наградил Зиновия даром исцеления различных болезней. Он был избран епископом христианской общины в Киликии.

Пребывая в святительском сане, святой Зиновий ревностно распространял веру христианскую среди язычников. Когда император Диоклитиан (284-305) начал гонение на христиан, епископ Зиновий был первым схвачен и доставлен на суд к правителю Лисию. “Я буду говорить с тобой кратко,- сказал Лисий святителю. – Предлагаю тебе: жизнь – если поклонишься нашим богам, и смерть – если не поклонишься”. Святой ответил: “Эта временная жизнь без Христа не есть жизнь, но смерть; я лучше предпочитаю претерпеть временные мучения за моего Создателя, а потом с Ним вечно жить, чем отказаться от Него ради временной жизни, а потом вечно мучиться в аду”

Мученики Зиновий и Зиновия

Мученики Зиновий и Зиновия

По приказу Лисия, святителя прибили к кресту и начали пытать. Сестра епископа, видя страдания брата, пожелала их с ним разделить. Бесстрашно исповедовала она перед гонителями свою веру во Христа, за что также была отдана на мучения. Силою Господней оставшиеся в живых после пыток на раскаленном одре и в кипящем котле святые были обезглавлены. Пресвитер Гермоген тайно предал тела святых мучеников погребению.

Просмотры (14)

СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИК ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ

This slideshow requires JavaScript.

Престольный праздник “ктиторского” придела Богородице-Рождественского монастырского Собора , посвященного Небесному покровителю главного благотворителя обители при воссоздании соборного храма, раба Божия Димитрия.

7 ноября, вечером было совершено торжественное всенощное бдение с литией, а самый день праздника, 8 ноября, Божественная Литургия, которую служили соборно все монастырские священнослужители, а по окончании литургии-праздничный крестный ход вокруг Собора. Благодатный покров праздника покрыл всех молящихся от моросящего дождя, и  радостные богомольцы с воодушевлением следовали за монашествующими и духовенством. Во время Литургии и на славлении в конце крестного хода возносились сугубые моления о здравии ныне тезоименитого раба Божия Димитрия, главного ктитора монастырского Собора. В завершение празднования был совершен чин о Панагии.

ЖИТИЕ св.вмч.Димитрия

Святой великомученик Димитрий Солунский был сыном римского проконсула в Фессалониках (современные Салоники, славянское название – Солунь). Шел третий век христианства. Римское язычество, духовно сломленное и побежденное сонмом мучеников и исповедников Распятого Спасителя, усиливало гонения. Отец и мать святого Димитрия были тайными христианами. В тайной домовой церкви, бывшей в доме проконсула, мальчик был крещен и наставлен в христианской вере. Когда умер отец, а Димитрий уже достиг совершеннолетия, император Галерий Максимиан, вступивший на престол в 305 году, вызвал его к себе и, убедившись в его образованности и военно-административных способностях, назначил его на место отца проконсулом Фессалоникийской области. Главная задача, возложенная на молодого стратега, состояла в обороне города от варваров и истреблении христианства. Интересно, что среди угрожавших римлянам варваров важное место занимали наши предки славяне, особенно охотно селившиеся на Фессалоникийском полуострове. Существует мнение, что и родители Димитрия были славянского происхождения. В отношении к христианам воля императора была выражена однозначно: “Предавай смерти каждого, кто призывает имя Распятого”. Император не подозревал, назначая Димитрия, какую широкую стезю исповеднических подвигов предоставляет он тайному подвижнику. Приняв назначение, Димитрий возвратился в Фессалоники и тотчас пред всеми исповедал и прославил Господа нашего Иисуса Христа. Вместо того, чтобы гнать и казнить христиан, он стал открыто учить жителей города христианской вере и искоренять языческие обычаи и идолопоклонство. Составитель Жития, Метафраст, говорит, что он стал для Фессалоник в своей учительной ревности “вторым апостолом Павлом”, потому что именно “апостол языков” основал когда-то в этом городе первую общину верующих (1 Фес., 2 Фес.). Святому Димитрию предназначено было Господом последовать за святым апостолом Павлом и в мученической кончине. Читать далее

Просмотры (90)

7 ноября обитель посетили участники кинофестиваля Лучезарный Ангел

7 ноября, в пятницу, в день памяти святой праведной Тавифы Иоппийской, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА Зачатьевский монастырь посетила делегация участников Международного Благотворительного кинофестиваля «Лучезарный Ангел».  В храме Сошествия Святого Духа была совершена Божественная Литургия , в которой приняли участие священнослужители из делегации гостей: архимандрит Никанор (Папаниколау), духовник съемочной группы “4 эпсилон”, Элласонская митрополия Элладской Православной Церкви),  иеромонах Анастасий (Топоузис), насельник монастыря Кутлумуш Святой Горы Афон, иерей Игорь Головлев (г. Самара), иеромонах Григорий (Исмаилов) (Амурская епархия), иеродиакон Филарет (Амурская епархия).

Представители греческого монашества и клирики российских епархий прибыли в Москву в качестве гостей и участников прошедшего в столице 1–7 ноября одиннадцатого традиционного Международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный Ангел», духовным попечителем которого является Святейший Патриарх Кирилл.

По окончании Божественной литургии архимандрит Никанор обратился со словами благодарности к настоятельнице Зачатьевского монастыря игумении Иулиании, священству и сестрам обители:

«Дорогая матушка игумения!

Мы очень рады, что в последнее время в России произошли такие невероятные изменения: русский народ сейчас имеет возможность служить верой и правдой Господу Богу нашему. И я хочу поблагодарить Господа за то,  что Он даровал нам такую милость − служить Литургию в вашем замечательном монастыре. И также отдельно поблагодарить Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который пригласил нас в эту поездку и предоставил нам возможность почти каждый день совершать Божественную литургию в разных храмах Москвы. Мы 4 ноября сослужили Святейшему Патриарху в Успенском соборе Кремля, служили также в мужских монастырях и вот сегодня − в женском. Нас очень порадовало то, что мы увидели в вашей обители. Это порядок, это чистота, это византийского стиля росписи в храме. И сегодняшняя Литургия доставила нам особенную радость, потому что сестры пели как ангелы.

Современный человек очень устал от трудностей повседневной жизни. Чтобы отдохнуть от этой его вечной усталости, он должен наблюдать и иную жизнь. А иную жизнь он может наблюдать только в стенах монастырей.

Читать далее

Просмотры (45)

Отец Павел Троицкий

Отец Павел Троицкий

Отец Павел Троицкий

6 ноября 1991 года – день кончины иеромонаха Павла (Троицкого), удивительного святого нашего времени, молитвенника и подвижника-затворника, духоносного старца, окормлявшего многочисленных духовных чад в сложные для верующих годы советского времени, когда церковная жизнь совершалась в условиях строжайшей секретности.  В Зачатьевском монастыре с особенной любовью молитвенно поминают иеромонаха Павла,многие годы  духовно направлявшего и поддерживавшего членов семьи Амбарцумовых-Калед; настоятельница монастыря игумения Иулиания  в течение нескольких лет получала в письмах  от отца Павла ответы на вопросы духовной жизни, во-многом определившие ее  жизненный путь. В день памяти иеромонаха Павла  в Зачатьевском монастыре во время Литургии во Владимирском приделе храма Сошествия Святого Духа  возносили молитвы на сугубой ектении и на литии о приснопоминаемом иеромонахе Павле, а сестры в глубине сердец молились, чтобы молитвами старца Господь помогал совершать монашеский путь.

Воспоминания

Вспоминает протоиерей Иоанн Каледа:

- Моя мама еще в довоенные годы, после кончины старца отца Георгия (Лаврова), окормлялась у отца Павла. Я помню, когда мы были маленькими, молились об упокоении отца Павла, потому что о том, что он жив, тогда не было известно. Дело в том, что отец Павел, после того как вышел из заключения, фактически ушел в затвор и о своем существовании никого специально не извещал. Был узкий круг людей, прежде всего, Агриппина Николаевна, с кем отец Павел вел переписку. Повторное знакомство с отцом Павлом произошло где-то в середине 70-х годов.

В то время в Москве умер тайный священник, отец Роман (Ольдекоп), и перед его матушкой Анной встал вопрос, как поступить с имуществом отца Романа: где держать священнические облачения и, тем более, богослужебные предметы, к которым мирянам даже прикасаться нельзя. Этот вопрос она и задала в письме отцу Павлу. Пришел ответ: «Отдать отцу Глебу». Ответ отца Павла поставил всех в тупик, потому что на тот момент в Москве был известен только один отец Глеб – находившийся под запретом священник Глеб Якунин. Но тут один из присутствующих, Андрей Борисович Ефимов, ныне зам. декана миссионерского факультета ПСТГУ, сказал: «Я знаю отца Глеба, которому это все нужно передать». Тогда он имел в виду отца Глеба Каледу.

Дело в том, что отец, рукоположенный митрополитом Ярославским и Ростовским Иоанном (Венландом), был тайным священником и считал себя клириком Ярославской епархии, хотя служил в тайном домовом храме в Москве. Вот с этого момента отец начал переписываться с отцом Павлом. После этого многие вопросы нашей семьи решал отец Павел. Когда в 1981 году я сделал предложение своей будущей жене Ирине, которая была духовной дочерью отца Глеба и знала об отце Павле, в ответ она сказала: «Хорошо, если будет благословение отца Павла». Было написано отцу Павлу письмо, писал отец Глеб, но вопрос формулировала Ирина, ныне моя матушка. Агриппина Николаевна рассказала, что она принесла письмо, а отец Павел ей одновременно передал свое запечатанное письмо, в котором были прямые ответы, да к тому же именно в тех выражениях, в каких вопросы и задавались. Это яркое свидетельство прозорливости батюшки. Читать далее

Просмотры (55)

5 ноября-память священномученика Владимира (Амбарцумова), пресвитера Московского

Священномученик Владимир

Священномученик Владимир

5 ноября 1937 года на Бутовском полигоне, под Москвой,  вместе с многими другими принял мученическую кончину 45-летний священник Владимир Амбарцумович Амбарцумов, яркий,талантливый, пламенный проповедник, священнослужитель,  миссионер, ученый-изобретатель, щедрый и милостивый попечитель многих семей, имевший горячее желание  служить Церкви и самому и в своих детях, что и сбылось неисповедимыми путями Божьего Промысла. В 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе священномученик Владимир был канонизирован в составе Собора новомучеников и исповедников Российских. В Зачатьевском монастыре память священномученика Владимира празднуется с особенным благоговением и любовью, поскольку этот святой  связан с обителью узами и духовного, и кровного родства, являясь дедом матушки игумении  по материнской линии (дочь священномученика -монахиня Георгия (Лидия Владимировна Каледа-Амбарцумова) приняла монашеский постриг в Зачатьевском монастыре незадолго до своей кончины. +11.06.2010 г.) и первым духовным наставником родителя матушки, протоиерея Глеба Каледы (+01.11.1994 г.).   В 2004 году в монастыре в Храме Сошествия Святого Духа был устроен   южный придел во имя священномученика Владимира Московского,   Великое освящение которого состоялось в ноябре  2013 года.  Это первый престол в Москве, посвященный священномученику Владимиру. Еще один малый храм-часовня во имя этого святого угодника Божия находится на севере Москвы, в районе Петровского парка, на месте, где в 20-е годы XX века священномученик совершал  Божественную службу в домах верных духовных чад.

Праздник

This slideshow requires JavaScript.

Фото: Федоров Г.

Вечером 4 ноября в  прекрасно украшенном цветами Владимирском приделе было совершено торжественное богослужение-всенощное бдение с литией, которое служили соборно все монастырские священнослужители, а также приехавшие разделить радость празднования протоиерей Александр Ильяшенко и иерей Филипп Ильяшенко.  5 ноября  монастырским причтом была совершена праздничная Божественная Литургия с крестным ходом вокруг храма. По завершении богослужения паломникам, среди которых были также многочисленные “внуцы”, а точнее, внуки, правнуки и пра-правнуки священномученика Владимира, была предложена праздничная трапеза. На трапезе сестры исполнили несколько песнопений, любимых священномучеником Владимиром, которые пелись в христианских студенческих кружках. По окончании трапезы матушка игумения Иулиания поблагодарила всех пришедших на праздник и немного рассказала о жизни Амбарцумовых из семейного предания. Читать далее

Просмотры (103)

Память их в род и род

DSC_04135 ноября, на праздничной Литургии в день престольного праздника Владимирского придела Храма Сошествия Святого Духа , а также на заупокойной ектении во время крестного хода  молитвенно поминали имена игумении Мариамны и рабы Божией Ангелины.

 Игумения Мариамна

Имя  игумении Мариамны (Елизаровой) стало известно  сравнительно недавно, в сентябре 2010 года: при археологических раскопках, проводившихся в монастыре, когда была обретена белокаменная надгробная плита с надписью, гласившей, что 1596 года 23 октября преставилась ” инока игумения  Мариамна Елизарова” а под плитой на глубине двух с половиной метров  были обретены останки матушки Мариамны.  После чудесного обретения останков игумении Мариамны матушка игумения Иулиания с сестрами с благоговением облачили останки в монашеские одежды и знаки игуменского достоинства, положили в малый гробик и под пение заупокойных песнопений перенесли в подземную часть собора, где вскоре для матушки Мариамны была устроена каменная гробничка в притворе храма в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина».Честные останки были переложены в гробничку вечером 24 ноября, после всенощного бдения под праздник чудотворного монастырского образа Божией Матери «Милостивая».  Это место в соборе особенное, поскольку именно здесь была устроена в XVI веке каменная поминальная палатка, а в середине XVIII века маленькая церквушка в память о преподобных основательницах монастыря, игумении Иулиании и монахини Евпраксии. Обретение останков игумении Мариамны накануне Великого освящения собора имело особенное значение для всех сестер, так как имени этой игумении не было в известных нам списках настоятельниц обители.   На сегодняшний день это единственное игуменское захоронение, найденное на территории обители. Возможно, именно она была первой игуменией возобновленного в 1580-е годы после пожара девичьего Зачатьевского монастыря[1], при которой благочестивый царь Феодор Иоаннович (1584–1598) и супруга его царица Ирина Феодоровна «“велели устроить монастырь и в нем храм Зачатие Пресвятыя Богородицы да в приделех свои ангелы: святаго великомученика Феодора Стратилата и святыя мученицы Ирины, да другой храм Рож[д]ества Пречистыя Богородицы да в приделе святаго великаго чудотворца Олексия Митрополита”.  По устроении монастыря и в нем храмов со всеми принадлежностями монастырской жизни, щедрая рука Боголюбиваго царя не оставила своих богомолиц благодеянием. “И пожаловол де государь царь и великий князь Феодор Иоаннович все Руссии велел и давати своего государева годоваго жалования руги хлебныя по двенадцати четвертей ржи и овса до денежные руги по два рубля, да по два пуда соли, да по осетру рыбы, да по полуосмине гороху, да по полуосмине конопель старице на год”. Можно думать, что благочестивый государь, положивший прочное основание монастыря, и после не забыл основанной им обители. Взятые старицами Алексеевского монастыря вотчины, при переселении на новое место, были заменены новыми, если и не столь обильными и богатыми, то во всяком случае достаточными для безбедного существования обители»[2]. Читать далее

Просмотры (6)

4 ноября-празднование Казанской иконе Божией Матери

икона Божией Матери Казанская

В день, когда Церковь прославляет “Заступницу усердную рода христианского”, когда верующие приносят Царице Небесной “присягу на верность” (по слову священноисповедника Серафима (Звездинского), епископа Дмитровского), в Зачатьевском монастыре было сугубое торжество, так как один из приделов монастырского Собора Рождества Пресвятой Богородицы  освящен в честь Казанской иконы Божией Матери.  Накануне, вечером 3 ноября, было совершено всенощное бдение с акафистом, который был исполнен нараспев, а утром, в самый день праздника, праздничная Божественная  Литургия с крестным ходом вокруг Собора. Усердие молящихся было велико, и по завершении литургии в храме, заполненном богомольцами, был совершен молебен с акафистом чтимому образу Пречистой Владычицы.

Фоторепортаж с праздника в честь иконы Божией Матери Казанская

Зачатьевский монастырь имеет непосредственное отношение и к историческому событию, празднуемому в день памяти Казанской иконы Пресвятой Богородицы.

Как известно, празднование Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой «Казанская», установлено в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. Конец ХVI и начало ХVII столетия известны в истории России как Смутное время. Страна подверглась нападению польских войск, которые глумились над православной верой, грабили и жгли храмы, города и села. Обманным путем им удалось овладеть Москвой. По призыву Святейшего Патриарха Ермогена русский народ встал на защиту Родины. В ополчение, которое возглавлял князь Димитрий Михайлович Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Читать далее

Просмотры (292)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в праздник Казанской иконы Божией Матери

2(21)_SN_02924 ноября 2010 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Казанском соборе на Красной площади. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Многочтимый отец Николай, настоятель сего святого храма! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником — с днем Казанской иконы Божией Матери. Именно в этот день страна наша отмечает праздник народного единства — и неслучайно, потому что события, связанные с освобождением Москвы, а затем всей Руси от иноплеменного ига, являют собой огромный урок всем нам — потомкам тех героических поколений.

В Смутное время Русь уже была близка к полному разрушению и погибели. Опасность заключалась не столько в том, что иностранные войска вошли на территорию Руси и одержали ряд побед; даже не в том, что была захвачена Москва, а в том, что в сознании людей наступило полное смятение. Никто не знал, что нужно делать. Многие были готовы поддержать оккупантов, принять их власть, считая, что именно они смогут принести стране процветание и богатство. Отсутствие сильной центральной власти привело к тому, что огромное количество людей страдало от разбойников. Страна оказалась разрушенной, оскверненной, по дорогам ползали нищие, инвалиды, и не было никакой опоры на светскую власть, потому что самой власти не существовало. Читать далее

Просмотры (84)

Вечер памяти о.Глеба с презентацией книги В.Ф.Смыка «Небо и земля отца Глеба»

This slideshow requires JavaScript.

В воскресенье, 2 ноября, в  Высоко-Петровском монастыре  состоялся вечер памяти протоиерея  Глеба  Каледы, известного ученого и   ревностного  пастыря,  в связи с 20-летием со дня кончины (+1 ноября 1994 г.)

Под сводами Сергиевского храма Высоко-Петровской обители собралось более трехсот человек, в числе которых были члены семьи протоиерея Глеба, его соработники на ниве пастырского служения, а также на поприще религиозного образования и катехизации, окормления заключенных.  Среди гостей были и настоятельница монастыря,  игумения Иулиания с сестрами.    Имя отца Глеба  дорого для сердца насельниц Зачатьевского монастыря.  Приснопоминаемый протоиерей Глеб Каледа  является родителем настоятельницы монастыря, игумении Иулиании, поэтому   его жизнь,  начинания,  мысли и стремления так или иначе нашли воплощение в жизни обители. Восемнадцать лет «домашних богослужений», воспитание в  духе церковных традиций, самоотверженное служение Церкви в тех  направлениях деятельности, куда его призывали, – все это послужило   своего рода  «закваской», во-многом определившей возрождение Зачатьевского монастыря из руин в начале 90-х годов XX века. Сам отец Глеб принимал непосредственное участие в первых событиях в жизни возрождавшейся обители- участвовал в первом крестном ходу 22 декабря 1992 года, в освящении Надвратного храма 9 -10 апреля 1993 года, и до своих последних дней горячо молился о возлюбленной своей дочери, вступившей на путь всецелого служения Небесному Жениху, и о всей обители.

В начале вечера была отслужена  заупокойная лития.

    Открывая вечер памяти, Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий  сказал теплое слово об отце Глебе, чей светлый образ  озаряет память об истоках деятельности Отдела, начинавшегося тогда в одном кабинете скромного священника.  Владыка  отметил, что служение о. Глеба было необыкновенно плодотворным потому, что он сам являл собою живое воплощение веры.  «Когда отец Глеб начинал свои катехизаторские труды, уже выйдя на церковный амвон, было непростое время — 90-е годы… Нужно было иметь огромное мужество и огромную любовь к людям, чтобы осуществлять свое служение. Вот прошло с того времени немногим более 20 лет… Иногда, вспоминая те годы, еще раз убеждаюсь в том, что научение вере — это не только научение слову, но жизни. А жизни может учить только тот человек, который жизнь эту прожил, который знает её не из книг, а изнутри. Который прошел тяготы и лишения, который претерпел скорби и гонения, который почувствовал Крест Христов на своих плечах и понял, что именно этот Крест является его Спасительным Крестом. Вот тогда человек говорит от сердца, обращается к другим людям, и тогда слово его становится тем словом, которое может воспламенить веру в человеческом сердце. Тем словом, которое другой человек воспринимает не как слово учительства только лишь, но как слово жизни, как послание жизни. Отец Глеб был таким человеком», — сказал в своем выступлении митрополит Меркурий. — «И сегодня, вспоминая его молитвенно, мы с благодарностью ко Господу должны сказать, что то дело, которое он начал, в Церкви живет и развивается. Его труды и жизнь являются не просто вкладом, а основой тех дел, которые мы сегодня совершаем».

 Затем владыка  Меркурий  зачитал приветственное послание  Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, направленное родным и близким, духовным чадам и почитателям приснопоминаемого прот.Глеба. «Отец Глеб явил собой образ человека, для которого Православие было радостной жизнью во Христе».

 

Читать далее
Просмотры (58)

1 ноября исполняется 20 лет со дня кончины протоиерея Глеба Каледы

This slideshow requires JavaScript.

1 ноября исполняется 20 лет со дня кончины доктора геолого-минералогических наук, профессора, протоиерея Глеба Каледы (1921-1994), крупного отечественного ученого, богослова, церковного писателя, ревностного пастыря, положившего начало пастырскому служению в тюрьмах.

В субботу, 1 ноября, в 13.00 на могиле отца Глеба на Ваганьковском кладбище (13 участок) была отслужена панихида, в которой приняли участие целый собор священнослужителей. Почтить память о. Глеба пришли те кто были лично знакомы с ним, были его учениками и те, кто узнал об о. Глебе из его трудов, которые были изданы после его смерти.

Фото: В. Ходаков

Фильм «Отец Глеб»:


Просмотры (13)

30 октября – перенесение мощей праведного Лазаря Четверодневного.

This slideshow requires JavaScript.

В Зачатьевской обители сугубое почитание св.прав.Лазаря связано с тем, что 10 апреля 1993 г., на Лазареву субботу, в Надвратном храме обители была совершена первая Божественная Литургия после 70-летнего периода закрытия монастыря. В июне 2012 г. по благословению Святейшего Патриарха КИРИЛЛА в монастырь была торжественно принесена икона св.прав.Лазаря и ковчег с частицей мощей святого, преподанная в дар Его Святейшеству архиепископом Кипрским ХРИЗОСТОМОМ. С того времени в обители постоянно совершаются молебны св.прав.Лазарю Четверодневному.

Фото: Федоров Георгий
Просмотры (19)

Друг Христов Лазарь

IMG_6508Слово Священномученика Серафима (Звездинского), епископа Дмитровского

В Вифании был некто по имени Лазарь, которого любил Иисус Христос, и две были у него сестры: одну звали Марфой, другую Марией. Простые были это люди, гостеприимные, радушные, добрые. За простоту их и детскую веру Спаситель нередко бывал у них в доме. Сей Странник, Который не имел, где главы подклонить, находил Себе здесь приют и отдых от трудов Своих. И вот, как вихрь какой, как буря, налетело вдруг на этот благочестивый дом несчастие: тяжким, лютым недугом заболел Лазарь.

Заболел… И немного спустя умер, и был погребен, горько оплакиваемый своими сестрами и всеми присными. Скорбь сестер Лазаревых была еще горше оттого, что в это время не было с ними их Утешителя сладостного, их Учителя милостивого, а был Он тогда по ту сторону Иордана, творя там велия чудеса: слепым давая прозрение, хромым хождение, мертвых воскрешая, как будто от сна возбуждая, и от всяких болезней словом единым исцеляя, здравие всем подавая… Читать далее

Просмотры (70)

В Андреевском монастыре состоялось совещание наместников, игуменов и игумений ставропигиальных обителей

This slideshow requires JavaScript.

27 октября 2014 года в Андреевском ставропигиальном мужском монастыре по окончании Божественной литургии состоялось очередное совещание игуменов и игумений ставропигиальных монастырей.

Совещание возглавил Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност. В президиуме присутствовали епископ Дмитровский Феофилакт, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря; епископ Воскресенский Савва, наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря; игумения Иулиания (Каледа), заместитель Председателя Отдела, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря; архимандрит Алексий (Поликарпов), руководитель информационной службы Отдела, наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря. Читать далее

Просмотры (38)

Голос Памяти

30 октября в нашей стране ежегодно отмечается День памяти жертв политических репрессий. В эту дату мы приглашаем всех, кому дорога память о сотнях тысяч пострадавших, принять участие в чтении имен расстрелянных на Бутовском полигоне НКВД. В акции примут участие родственники погибших, представители различных религиозных общин Москвы, общественных организаций, деятели искусства и науки. Все, кому дорога память о пострадавших в годы массового террора, развязанного руководством большевистской партии против населения России, все те, кто считает делом своей совести сохранение памяти о наших соотечественниках уничтоженных в результате безбожной и бесчеловечной политики. Читать далее

Просмотры (19)

25 октября исполняется 140 лет со дня кончины игумении Веры (Головиной)

Храм Сошествия Святого Духа

Храм Сошествия Святого Духа

Игумения Вера (в миру Варвара Михайловна) родилась 2 января 1802 года в семье генерал-майора Михаила Лаврентьевича Львова и супруги его Анны Егоровны, урожденной Замятиной. Варвара Михайловна получила хорошее образование и после смерти родителей, в немолодых уже годах она вышла замуж за гвардии полковника Василия Ивановича Головина. Однако недолго длилось их семейное счастье: когда Варвара Михайловна была непраздна, скончался ее супруг, а родившаяся дочь Анна скончалась около трех лет от роду.

После обрушившихся на нее ударов судьбы Варвара Михайловна обратилась за поддержкой к митрополиту Московскому Филарету и сделалась его духовной дочерью. Митрополит Филарет оказал огромное влияние на Варвару Михайловну как в годы ее тяжкой скорби, так и в последующий период ее монашеского служения. В дальнейшем она пользовалась большим доверием с его стороны, их переписка продолжалась многие годы, до самой смерти святителя. Читать далее

Просмотры (50)

День памяти преподобного Амвросия Оптинского

ib805

Преподобный Амвросий Оптинский ( в миру Александр Гренков) родился 21 или 23 ноября 1812 года. Он учился в Тамбовской семинарии и преподавал в Липецком духовном училище. В 1842 году принял монашество. В 1860 году стал главным духовником Оптинской пустыни. Внешняя жизнь старца в скиту протекала следующим образом. День его начинался часа в четыре — пять утра. В это время он звал к себе келейников, и читалось утреннее правило. Оно продолжалось более двух часов, после чего келейники уходили, а старец, оставшись один, предавался молитве и готовился к своему великому дневному служению.

С девяти часов начинался прием: сперва монашествующих, затем мирян. Прием длился до обеда. Часа в два ему приносили скудную еду, после которой он час-полтора оставался один. Затем читалась вечерня, и до ночи возобновлялся прием. Часов в 11 совершалось длинное вечернее правило, и не раньше полуночи старец оставался, наконец, один. Для русской культуры большое значение имели тесные отношения Преподобного Амвросия с писателями и философами – Федором Достоевским, Константином Леонтьевым, Львом Толстым и Василием Розановым. Скончался преподобный Амвросий 23 октября 1891 года и был похоронен в Оптиной пустыни. В 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви преподобный Амвросий был причислен к лику святых угодников Божиих. Обретенные его честные мощи почивают во Введенском соборе Оптиной пустыни. Читать далее

Просмотры (32)