19 июля / 1 августа – день памяти прп. Серафима Саровского

Преподобный Серафим Саровский

Преподобный Серафим Саровский

Наставления преподобного Серафима Саровского

1. О Боге

Бог есть огнь, согревающий и воспламеняющий сердца и утробы. Итак, если мы ощутим в сердцах своих хлад, который от диавола, ибо диавол хладен, то призовем Господа, и Он пришед согреет наше сердце совершенною любовью не только к Нему, но и к ближнему. И от лица теплоты изгонится хлад доброненавистника.

Отцы написали, когда их спрашивали: ищи Господа, но не испытуй, где живет.

Где Бог, там нет зла. Все происходящее от Бога мирно и полезно и приводит человека к смирению и самоосуждению.

Бог являет нам Свое человеколюбие не только тогда, когда мы делаем добро, но и когда оскорбляем и прогневляем Его. Как долготерпеливо сносит Он наши беззакония! И когда наказывает, как благоутробно наказывает!

Не называй Бога правосудным, говорит преп. Исаак, ибо в делах твоих не видно Его правосудия. Если Давид и называл Его правосудным и правым, но Сын Его показал нам, что Он более благ и милостив. Где Его правосудие? Мы были грешники и Христос умер за нас (Исаак Сир. сл. 90).

Поколику совершенствуется человек перед Богом, потолику вслед Его ходит; в истинном же веке Бог являет ему лицо Свое. Ибо праведные, по той мере, как входят в созерцание Его, зрят образ как в зерцале, а там зрят явление истины.

Если не знаешь Бога, то невозможно, чтобы возбудилась в тебе и любовь к Нему; и не можешь любить Бога, если не увидишь Его. Видение же Бога бывет от познания Его: ибо созерцание Его не предшествует познанию Его.

О делах Божиих не должно рассуждать по насыщении чрева: ибо в наполненном чреве нет видения таин Божиих.

2. О причинах пришествия в мир Иисуса Христа

Причины пришествия в мир Иисуса Христа, Сына Божия, суть:

1. Любовь Божия к роду человеческому: тако бо возлюби Богъ мир, яко и Сына Своего единороднаго далъ есть (Иоан. 3, 16).

2. Восстановление в падшем человеке образа и подобия Божия, как о сем воспевает Св. Церковь (1-й канон на Рожд. Госп. песнь I): Истлeвша преступленiем по Божiю образу бывшаго, всего тл?нiя суща, лучшiя отпадша Божественныя жизни, паки обновляетъ мудрый Содeтель.

3. Спасение душ человеческих: не посла бо Богъ Сына Своего въ мiръ, да судитъ мiрови, но да спасется Им мiр (Иоан. 3, 17).

Итак мы, следуя цели Искупителя нашего Господа Иисуса Христа, должны жизнь свою препровождать согласно Его Божественному учению, дабы чрез сие получить спасение душам нашим.

3. О вере в Бога

Прежде всего должно веровать в Бога, яко есть и взыскающимъ Его мздовоздаятель бываетъ (Евр. 11, 6).

Вера, по учению преп. Антиоха, есть начало нашего соединения с Богом: истинно верующий есть камень храма Божия, уготованный для здания Бога Отца, вознесенный на высоту силою Иисуса Христа, т. е. крестом, помощью вервия, т. е. благодати Духа Святаго.

Вeра безъ дeлъ мертва есть (Иак. 2, 26); а дела веры суть: любовь, мир, долготерпение, милость, смирение, несение креста и жизнь по духу. Только такая вера вменяется в правду. Истинная вера не может быть без дел: кто истинно верует, тот непременно имеет и дела. Читать далее

Просмотры (34)

Святые мученики Кирик и Иулитта

20140728-unnamedСвятые мученики Кирик и Иулитта жили в Малой Азии в городе Иконии Ликаонской области. Святая Иулитта происходила из знатного рода и была христианкой. Рано овдовев, она воспитывала своего трехлетнего сына Кирика. Во время гонения, воздвигнутого на христиан императором Диоклитианом (284-305), святая Иулитта с сыном и двумя верными рабынями ушла из города, оставив свой дом, имущество и рабов.

Под видом нищей она сначала скрывалась в Селевкии, а затем в Торсе. Там около 305 года она была узнана, задержана и представлена на суд правителя Александра. Укрепленная Господом, святая бесстрашно отвечала на вопросы судьи и твердо исповедала свою веру во Христа. Правитель приказал бить святую палками. Во время пыток святая Иулитта повторяла: “Я христианка и не принесу жертвы бесам”.

Младенец Кирик плакал, глядя на мучения своей матери, и рвался к ней. Правитель Александр пробовал ласкать его, но мальчик вырывался и кричал: “Пустите меня к матери, я христианин”. Правитель швырнул ребенка с высоты помоста на каменные ступени, мальчик покатился вниз, ударяясь об острые углы, и умер. Мать, увидев своего истерзанного сына, возблагодарила Бога за то, что Он удостоил младенца мученического венца. После многих жестоких пыток святую Иулитту усекли мечом.

Мощи святых Кирика и Иулитты были обретены в царствование святого равноапостольного царя Константина († 337, память 21 мая). В честь святых мучеников близ Константинополя был устроен монастырь, а недалеко от Иерусалима воздвигнут храм. По народному верованию, святым Кирику и Иулитте молятся о семейном счастье и здоровье детей.

Просмотры (14)

День памяти святого равноапостольного князя Владимира 15 / 28 июля

unnamedЭтот сегодняшний праздник русский можно назвать и религиозным, и национальным, и государственным, и культурным. Ибо святой русский князь Владимир заложил краеугольный камень в основание, на котором воздвигнута девятисотлетняя палата русской веры, русской нации, русского государства и русской культуры. Он – духовный родоначальник народа русского.

Святитель Николай (Велимирович)

Святой князь Владимир был сыном Киевского князя Святослава. Святослав незадолго до своей смерти разделил Русскую землю между тремя сыновьями: старший сын, Ярополк, получил Киев, средний сын, Олег, — землю Древлянскую, а младший сын, Владимир, — Новгород.

Вскоре после смерти Святослава между братьями начались распри. В отместку за гибель своего воеводы, убитого князем Олегом во время охоты, князь Ярополк в 977 году выступил с ратью на Древлянское княжество. Князь Олег погиб во время отступления близ города Овруча. Известие о его смерти достигло Новгорода, и князь Владимир, зная властолюбие брата, бежал за море к варягам. Ярополк послал в Новгород своих посадников и стал один править на Руси. Но через три года князь Владимир вернулся в Новгород с дружиной варягов и изгнал киевских посадников. Вскоре он завоевал Полоцк и женился на княжне полоцкой Рогнеде, невесте Ярополка. Затем он покорил Киев, по его воле был убит Ярополк. Став единодержавным князем Руси, Владимир осуществил несколько удачных военных походов: завоевал Галицию (Червонную Русь), смирил вятичей и радимичей, победил камских болгаров, успешно воевал с печенегами и, таким образом, распространил пределы своей державы от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге. По примеру хазарских каганов у князя Владимира было, кроме пяти жен, множество наложниц.

Утвердив свою власть, великий князь Киевский Владимир всячески стремился упрочить на Руси языческую религию. Он установил на киевских холмах идолов Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симарьгла, Мокоши. Читать далее

Просмотры (62)

Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери 8 / 21 июля

20140721-DSC_0030

КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Память 8 июля, 22 октября

Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579)


1 октября 1552 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, ночью, царь Иоанн IV, предводитель русских воинов, готовившихся к решительному штурму татарской Казани, вдруг услышал благовест московских колоколов. Царь понял, что это – знамение милости Божией: по молитвам Взбранной Воеводы Господь восхотел обратить к Себе народ казанский.

Покорением Казани под покровом Пресвятой Богородицы было завершено дело, начатое в 1164 году святым князем Андреем Боголюбским (+ 1174). Волга – главный водный путь страны – стала русской рекой. Из татарского плена было освобождено 60 000 русских людей. Началось просвещение татар светом Евангельской истины. Явились первые мученики – святые Петр и Стефан. Новоучрежденная Казанская епархия вошла в состав Русской Церкви и вскоре просияли своими архиепископами: святителем Гурием (+1563) и святителем Германом (+1567).

Но особенно способствовало возвышению Православия среди волжских магометан явление в городе Казани 8 июля 1579 года чудотворной иконы Божией Матери.

28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля. Злорадствовали поклонники Магомета, думая, что Бог прогневался на христиан. “Вера Христова, – говорит летописец, – сделалась притчею и поруганием”. Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного падения ислама и утверждения Православия на всей златоордынской земле, будущем Востоке Русского государства. Читать далее

Просмотры (139)

19 июля 2014 г. Праздник Святой горы Афон в Зачатьевской обители

This slideshow requires JavaScript.

19 июля в монастыре совершалось удивительное событие. На следующий день после торжественного чествования преподобного аввы Сергия Радонежского, Игумена земли Русской, в обители праздновали память преподобного Афанасия Афонского, основателя Великой Лавры на святой горе Афон, откуда впервые на Русь пришел устав общежития монашеского.

Промыслом Божиим было устроено так, что в этот день в Зачатьевской обители богослужение совершалось с участием представителей Константинопольского Патриарха, прибывших в Россию на празднование 700-летия рождения преподобного Сергия Радонежского. Божественную Литургию возглавлял архимандрит Варфоломей, игумен Ново-Эсфигменского монастыря святой горы Афон, в сослужении монастырского духовенства, а в алтаре молился Высокопреосвященнейший Клеопа, митрополит Шведский и Скандинавский, недавно назначенный на эту кафедру Вселенским Патриархом Варфоломеем. Часть песнопений Литургии исполнялась на греческом языке. Читать далее

Просмотры (92)

Единые по духу с преподобным Сергием

0HV_5944

(по материалам интервью с настоятельницей монастыря, игуменией Иулианией, для журнала “Монастырский вестник”)

В сердце Москвы чудом сохранилась часть старого, допетровского города. Это -древний монастырь, первая на Москве девичья обитель, основанная святителем Алексием, митрополитом Московским и его родными сестрами, преподобными игуменией Иулианией и монахиней Евпраксией. Первоначально монастырь именовался Алексеевским, по первому храму во имя преподобного Алексия, человека Божия, Небесного покровителя, а впоследствии появилось и второе название –Зачатьевский, по соборному храму в честь Зачатия св.прав.Анны.

В 2015 году Зачатьевскому монастырю исполнится 655 лет со дня основания и 20 лет со дня возобновления статуса монастыря, а этим летом в монастыре, как и во всех обителях Русской Православной Церкви, будут праздновать 700-летие преподобного Сергия, игумена Радонежского, жившего в одно время с преподобными Иулианией и Евпраксией, и согласно преданию, родившегося в 1314 году 3/16 мая –и именно этот день стал также днем   преставления преподобной игумении Иулиании в 1393 году.

Свидетельство о духовном родстве преподобного Сергия и преподобной Иулиании запечатлено в одном из древнейших письменных памятников русской истории-Троицкой летописи: «Не успела земля русская оправиться от скорби по преподобному Сергию, как новая скорбь постигла народ московский. Преставилась ко Господу Ульяна, игумения Алексеевского монастыря».

Союзом любви ко Христу и стремлением к воплощению заветов древних отцов об истинно монашеском житии   неразделимо связаны святитель Алексий, митрополит Московский, преподобный Сергий Радонежский и преподобные матери Иулиания и Евпраксия. Читать далее

Просмотры (76)

День памяти прп. Сергия Радонежского 5/18 июля

20140206-0HV_6935Преподобный Сергий родился в селе Варницы, под Ростовом, 3 мая 1314 года в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии. Господь предызбрал его еще от чрева матери. В Житии Преподобного Сергия повествуется о том, что за Божественной литургией еще до рождения сына праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца: перед чтением Святого Евангелия, во время Херувимской песни и когда священник произнес: “Святая святым”. Бог даровал преподобным Кириллу и Марии сына, которого назвали Варфоломеем. С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством, по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие дни, если Мария употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока матери. Заметив это, Мария вовсе отказалась от мясной пищи. В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться вместе с двумя его братьями – старшим Стефаном и младшим Петром. Братья его учились успешно, но Варфоломей отставал в учении, хотя учитель и помногу занимался с ним. Родители бранили ребенка, учитель наказывал, а товарищи насмехались над его несмысленностью. Тогда Варфоломей со слезами взмолился к Господу о даровании ему книжного разумения. Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: “Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту”. Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: “Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников”. При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры: “Возьми, чадо, и съешь, – сказал он. – Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания”. Старец хотел удалиться, но Варфоломей просил его посетить дом родителей. Родители с честью встретили гостя и предложили угощение. Старец ответил, что прежде следует вкусить пищи духовной, и велел их сыну читать Псалтирь. Варфоломей стал стройно читать, и родители удивились совершившейся перемене с сыном. Прощаясь, старец пророчески предсказал о Преподобном Сергии: “Велик будет ваш сын пред Богом и людьми. Он станет избранной обителью Святого Духа”. С тех пор святой отрок без труда читал и понимал содержание книг. С особым усердием он стал углубляться в молитву, не пропуская ни одного Богослужения. Уже в детстве он наложил на себя строгий пост, ничего не ел по средам и пятницам, а в другие дни питался только хлебом и водой. Читать далее

Просмотры (120)

Память свв. Царственных страстотерпцев 4/17 июля

20140208-0HV_7877Будущий Император Всероссийский Николай II родился 6 (18) мая 1868 года, в день святого праведного Иова Многострадального. Он был старшим сыном Императора Александра III и его супруги Императрицы Марии Феодоровны. Воспитание, полученное им под руководством отца, было строгим, почти суровым. «Мне нужны нормальные здоровые русские дети» — такое требование выдвигал Император к воспитателям своих детей. А такое воспитание могло быть по духу только православным. Еще маленьким ребенком Наследник Цесаревич проявлял особую любовь к Богу, к Его Церкви. Он получил весьма хорошее домашнее образование — знал несколько языков, изучил русскую и мировую историю, глубоко разбирался в военном деле, был широко эрудированным человеком. У Императора Александра III была программа всесторонней подготовки Наследника к исполнению монарших обязанностей, но этим планам в полной мере не суждено было осуществиться… Читать далее

Просмотры (54)

День памяти свв. первоверховных апостолов Петра и Павла 29 июня / 12 июля

96 95Иеромонах Симеон (Томачинский)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы празднуем день святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла. Церковь особым образом выделила этот праздник, подчеркнув его значение для каждого из нас. Этому дню предшествовал специальный многодневный пост.

Особый пост бывает еще только перед тремя величайшими праздниками: Пасхой Христовой – праздником праздников, – которому предшествует Великий пост, перед Рождеством Христовым, которому предшествует Рождественский пост, и перед Успением Пресвятой Богородицы, когда православные постятся две недели. А ведь перед многими даже двунадесятыми праздниками Церковь не установила специальных приготовительных постов, например перед Рождеством Пресвятой Богородицы или Сретением Господним. Только четыре праздника удостоились такой чести, и каждый из них как бы освящает собой свое время года: Успение Богоматери – осень, Рождество Христово – зиму, Пасха – весну, а праздник святых апостолов Петра и Павла – лето.

Церковный год – это не хаотическое нагромождение праздников и постов. Церковный год – это целая поэма, повествующая о преображении человеческой души, о победе над грехом и смертью, о спасении человеческого рода от власти дьявола. Но, чтобы по-настоящему понять эту поэму, ее надо прочитывать собственной жизнью. Читать далее

Просмотры (60)

Памяти старца Паисия Святогорца

Старец Паисий Святогорец

Старец Паисий Святогорец

«СВОЕЙ МОЛИТВОЙ ОН ДЕРЖИТ МИР»

Двадцать лет назад, 12 июля 1994 года, отошел ко Господу знаменитый афонский старец Паисий Святогорец.

Светлый образ старца раскрывает в своих воспоминаниях митрополит Лимассольский Афанасий, которому посчастливилось знать старца в течение 18 лет.



Ссылки:
Выдержки из писем старца Паисия


 

Старец Паисий – великий святой нашей Церкви, воин, подвижник, молитвенник, человек великой любви к Богу.

Дерзнем рассказать немногое из того, что мы видели и слышали, будучи ответственны свидетельствовать о старце, как святые апостолы свидетельствовали о Христе, о Его жизни и чудесах ради помощи всем нам уверовать в то, что Он воистину есть Христос Спаситель, Избавитель мира, и, веруя в Него, мы получим жизнь вечную.

Читать далее

Просмотры (61)

Икона Божией Матери, именуемая “Троеручица”

07-июль-Зачатьевский-2014Празднование 28 июня, 12 июля.

Икона прославилась и получила свое название в VIII в., во время иконоборчества, поддерживаемого императором Львом III.

Преподобный Иоанн Дамаскин написал тогда три трактата «Против порицающих святые иконы». Мудрые вдохновенные писания привели в ярость императора; но так как автор их не был византийским подданным и сам император не мог ему ничего сделать, он передал Дамасскому халифу чподложное письмо, по которому преподобный Иоанн (бывший министром и градоправителем) был осужден за измену. Святому отрубили кисть правой руки и повесили ее на городской площади. К вечеру того же дня св. Иоанн, испросив у халифа отрубленную кисть, приложил ее к суставу и пал ниц перед иконой Божией Матери. Он просил Владычицу исцелить руку, писавшую в защиту Православия. После долгой молитвы св. Иоанн задремал. Во сне он увидел икону Божией Матери и услышал Ее голос, сказавший что он исцелен, но должен теперь без устали трудиться исцеленной рукой. Когда святой проснулся, рука его была невредима. В благодарность за чудо св. Иоанн приложил к иконе сделанную из серебра руку, отчего она и стала называться «Троеручицей», а также написал благодарственную песнь «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь». Читать далее

Просмотры (74)

К 700-летию Преподобного Сергия Радонежского

Преподобный Сергий Радонежский

Преподобный Сергий Радонежский

Архимандрит Алексий (Поликарпов) 
Источник: Радонеж // http://radonezh.ru/104738

- Я с радостью приветствую на волнах Радио «Радонеж» Наместника Свято-Данилова монастыря, архимандрита Алексия (Поликарпова). Мы сегодня собрались в канун великой даты, которую мы совершаем в этом году – 700-летия Преподобного Сергия Радонежского. Преподобный Сергий – это наш национальный, русский святой.

А мы беседуем с отцом Алексием, потому что он является одной из тех, показанных Преподобному в видении птиц, которые во множестве разлетелись из монастыря, из Лавры, – и сегодня он окормляет такую значимую для Москвы, для столицы обитель.

Отец Алексий, расскажите нам, пожалуйста, о Лавре – о том, кем, на Ваш взгляд, является Преподобный для многих наших сограждан невоцерковленных, которые, наверное, еще мало представляют себе духовный смысл этого отмечаемого события.

- Благодарю за такие добрые слова, предшествующие нашей беседе… Хотелось бы так думать, и хотелось бы быть, за молитвы Преподобного Сергия, одной из тех птиц, которые от него разлетелись. Во всяком случае, я имел такую милость, такую честь от Бога: быть постриженным в Троице-Сергиевой Лавре, учиться в Московских духовных школах, жить там некоторые время, и вот теперь быть на послушании здесь, в московском Даниловом монастыре.

Имя Преподобного Сергия велико, имя Преподобного Сергия является символом Православия. Православия русского, северо-восточной Руси. И для нас это близко и значимо. Это – наш учитель, это наш наставник, это образец добродетелей смирения, терпения, это – родной и близкий. Особенно для тех, кто обращается к нему в молитвах. Для тех людей, которые выросли, может быть, в Лавре, либо часто там бывают. Это – наша святыня, святыня национальная. Читать далее

Просмотры (43)

Очередное совещание игуменов и игумений ставропигиальных монастырей состоялось в Даниловом монастыре Москвы

0HV_45908 июля, в день памяти святых благоверных князей Петра, в иночестве Давида, и Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев, по окончании Божественной литургии в Даниловом ставропигиальном мужском монастыре Москвы состоялось очередное совещание игуменов и игумений ставропигиальных монастырей.

Совещание возглавил Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност. Читать далее

Просмотры (124)

Празднование Владимирской иконы Пресвятой Богородицы 23 июня / 6 июля. Воспоминание «Стояния на Угре»

Владимирская икона Божией Матери

Владимирская икона Божией Матери

Владимирская икона Божией Матери, одна из самых почитаемых икон Пресвятой Богородицы, по преданию, была написана Евангелистом Лукой.
Празднование 21 мая, 23 июня, 26 августа

По желанию благочестивых современников апостол изобразил кистью на доске лик Богоматери с Младенцем на руках. Когда иконописец принес эту и две другие иконы Богородице, Она повторила пророческие слова, сказанные праведной Елизавете: “Отныне ублажат Мя вси роди”, – присовокупив, – “…благодать Родшагося от Мене и Моя да будет со святыми иконами”.

Владимирская икона Божией Матери писана, как гласит предание, на доске того стола, за которым в юности Спасителя трапезовали Иисус Христос, Дева Мария и Иосиф Обручник. Она единственная икона в России, которая дошла до наших дней в первозданности. Это не список, не копия, а подлинная святыня, прошедшая сквозь два тысячелетия. Читать далее

Просмотры (78)

4 июля – память преподобноисповедника Георгия (Лаврова) (1868-1932)

Преподобноисповедник архимандрит Георгий (Лавров)

Преподобноисповедник архимандрит Георгий (Лавров)

Герасим Дмитриевич Лавров родился 28 февраля 1868 года в Елецком узде Орловской губернии, в благочестивой, состоятельной крестьянской семье. Герасим закончил всего три класса школы. Однажды, когда ему было 12 лет, он с родителями приехал на Богомолье в Оптину Пустынь и подошёл под благословение к старцу Амвросию. Старец обнял его за голову, благословил и сказал, что ему следует оставаться здесь. Но только с 1898 года, после кончины отца, Герасим стал послушником Введенской Оптиной Пустыни, где в 1899 году был пострижен с именем Георгий, и в 1902 году рукоположен в иеромонаха. С 1915-го по 1918-й годы отец Георгий был настоятелем Георгиевского монастыря в городе Мещовске Калужской губернии.

После закрытия монастыря в декабре 1918 года батюшка был обвинён в “тайном заговоре” и “хранении оружия”. Из Мещовской тюрьмы батюшку вместе с группой арестованных повезли в тюрьму Калуги, где их должны были расстрелять. Перед этим отцу Георгию было чудесное видение, после которого он утешил всех арестованных, сказав, что они останутся живы. И, действительно, их вагон почему-то прицепили к другому поезду, идущему в Москву. По прибытии в Москву арестованных поместили в Таганскую тюрьму Москвы. Пока производилось дознание, в 1919 году вышла амнистия, и расстрел был заменён пятью годами заключения. Читать далее
Просмотры (57)

2 июля день памяти Святителя Иова Патриарха Московского и всея Руси

Святитель Иов, патриарх Московский и всея Руси

Святитель Иов, патриарх Московский и всея Руси

2 июля память святителя Иова, первого Патриарха Российского. По благословению святителя Иова царь Феодор Иоаннович в 1580-е годы возродил Зачатьевский женский монастырь, разрушенный в середине 16-го века пожарами и вражескими набегами.

Патриарх Иов (в миру Иоанн) родился в 30-е годы ХVI в. в семье посадских людей города Старицы Тверской губернии. Отроческие годы прошли в Старицком Успенском монастыре, куда отец отдал его на воспитание. В этой обители он принял монашество с наречением имени Иов. Около 1569 года обитель посетил царь Иоанн Грозный, инок Иов привлек к себе его благосклонное внимание и вскоре был возведен в сан архимандрита. В 1571-1572 годах он настоятель Симонова Успенского монастыря в Москве, в 1575-1580 годах — Новоспасского. В 1581 году архимандрит Иов был рукоположен в сан епископа Коломенского. В 1586 году стал архиепископом Ростова Великого и в 1587 году — митрополитом Московским. 23 января 1589 г. при участии патриарха Константинопольского Иеремии состоялось наречение, а 26 января — торжественное поставление митрополита Иова в патриарха Московского и всея Руси. Читать далее

Просмотры (63)

БОГОЛЮБСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Боголюбская икона Божией Матери

Боголюбская икона Божией Матери

Празднование 1 июля

Боголюбская икона Божией Матери, одна из древнейших чудотворных икон России, написана в XII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского (память 4 июля) в память о явлении ему Божией Матери.

В 1155 году благоверный князь Андрей, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, написанный евангелистом Лукою. Апостол и евангелист Лука. Храм св. ап. Иоанна Богослова ”под Вязом” (впоследствии эта икона получила наименование Владимирской). В семи верстах от Владимира лошади, везшие киот с чудотворной иконой, остановились и не могли тронуться с места. Благоверный князь Андрей просил сопровождавшего его священника Николая совершить молебен перед иконой Божией Матери и долго со слезами молился перед чтимым образом. Затем он перешел в походный шатер, но не прекращал усердной молитвы. В это время ему явилась Пресвятая Богородица со свитком в правой руке и повелела благочестивому князю образ Ее, принесенный из Вышгорода, поставить во Владимире, а на месте Ее чудесного явления построить храм и святую обитель. Потом Она молитвенно подняла руки к небу, принимая благословение Христа Спасителя, Который явился в это время над землей, благословил Ее, и видение исчезло. Читать далее

Просмотры (99)

Неделя 3-я по Пятидесятнице. „Ищите Царства Божия и правды Его”

Митрополит Сурожский Антоний

Митрополит Сурожский Антоний

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

При чтении слов Спасителевых о том, что можно было бы жить так просто, так беззаботно, если душой не печься о пище и питии, а телом – о том, как одеться, два различные чувства борются в нас.

С одной стороны кажется: да, как бы это было просто и почему бы так не жить? Почему не сбросить с себя ответственность, почему не сбросить с себя озабоченность, которая нас постоянно мучит? А с другой стороны другое чувство: да это же невозможно!.. И вот перед нами встает вопрос: неужели сказанное Христом невозможно? Разве то, что Он нам заповедует, не является путем жизни?

Как разрешить эту раздвоенность нашей души? Мне кажется, обратив внимание на те строгие условия, которые перед нами ставит эта свобода. Если мы хотим так жить, как Христос нам говорит: заботиться о Царстве Божием и о правде его, в надежде, что все прочее приложится, то нам надо совершенно изменить все свое отношение к жизни и перестать жить так, как мы живем. Читать далее

Просмотры (107)

Будем послушными до конца

monasterium.ru_20140626_8Игумен Никон – афонский монах из Нового скита святого Василия Великого, ученик старца Ефрема Филофейского (Аризонского) недавно побывал в России. В московском Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре состоялась его беседа с игуменией Иулианией, сестрами и гостями обители. Разговор начался с темы исповедничества и мученичества.

Послушание – это бескровное мученичество

Церковь всегда и везде держится на молитве святых. Мы полюбили Россию по книгам Достоевского, и для нас Россия – это место святых. Промышленность, космические корабли есть и в других странах. Но таких святых мучеников у них нет.

Когда я сказал Матушке и сестрам: продолжайте ваш героический труд, продолжайте быть героями, – я не преувеличивал. Понятия мученичества и послушания очень тесно связаны. Это хорошо показал Эль Греко в одной из своих картин. Испанский король Филипп II заказал ему огромное полотно «Мученичество святого Маврикия»1 для собора Эскориала, но когда картина была готова, она королю не понравилась. Он, очевидно, ожидал увидеть в красках жестокую казнь святого. Вместо этого на первом плане святой Маврикий показан как бы беседующим с сыном и несколькими своими соратниками, и только где-то в глубине картины, вдали, изображены отдельные моменты казни и само шествие на казнь святого Маврикия и тех семидесяти воинов, которые были под его началом и вместе с ним приняли мученическую смерть за Христа. Не реалистические подробности страданий становятся главным в этом изображении, а то духовное состояние, с каким воины пошли на мучение – состояние решимости и совершенной покорности Божией воле. Эти люди на первом плане так спокойны, потому что они уже сделали выбор, и мир Небесной славы (который изображен в верхней части полотна) готов их принять.

О телесном мученичестве мы знаем из многих исторических источников. Но душевное мученичество не менее значимо, оно будет так же награждено Богом. Поэтому Авраам – свят, и Исаак – свят: отец согласился принести в жертву сына, а сын согласился на заклание, и оба являются мучениками. Если это не совершилось внешне, то было пережито внутренне. Поэтому мученица – мать, которая переживает за своего ребенка. Мученица – игумения, переживающая за своих сестер. Мученицы – сестры, которые урезают свои желания из-за любви ко Господу. Послушание – это бескровное мученичество. Читать далее

Просмотры (118)

Мы – возлюбленные дети Божии

Игумения Ксения

Игумения Ксения

Игумения Ксения, настоятельница исихастирия святителя Григория Паламы в Куфалии (Греция)

Поздравить настоятельницу Зачатьевской обители игумению Иулианию с Днем Ангела в Москву приехала игумения Ксения, настоятельница исихастирия святителя Григория Паламы в Куфалии (Греция).

Интервью с матушкой Ксенией.



Читать далее

Просмотры (154)

Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых в земле Российской просиявших

123522.b

Собор Всех святых, в земле Российской просиявших

Каждый год Русская Православная Церковь совершает память “всеблаженных и богомудрых угодников Божиих” – Всех святых, просиявших своею жизнью и подвигами в земле Русской и непрестанно молящихся о ней”.

Празднование Собора всех святых, в земле Российской просиявших, появившееся в 50-е гг. XVI в. и забытое в синодальную эпоху, было в 1918 г. восстановлено, а с 1946 г. стало торжественно совершаться во 2-ю Неделю по Пятидесятнице. Инициатором восстановления праздника был профессор Петроградского университета Борис Александрович Тураев. Он же был соавтором (вместе с иеромонахом Афанасием (Сахаровым)) первой редакции Службы праздника (1918 год). Б.А. Тураев 15 марта 1918 г. на заседании Отдела о богослужении, проповедничестве и храме, представил Собору доклад, в котором, в частности, замечал, что “в наше скорбное время, когда единая Русь стала разорванной, когда нашим грешным поколением попраны плоды подвигов святых, трудившихся и в пещерах Киева, и в Москве, и в Фиваиде Севера, и в Западной России над созданием единой Православной Русской Церкви, представлялось бы благовременным восстановить этот забытый праздник, да напоминает он нам и нашим отторженным братьям из рода в род о Единой Православной Русской Церкви и да будет он малой данью нашего грешного поколения и малым искуплением нашего греха”. Одобренный отделом доклад Тураева 20 августа 1918 г. был рассмотрен Собором, и наконец, 26 августа, в день тезоименитства Святейшего Патриарха Тихона, было принято историческое постановление: « Восстанавливается существовавшее в Русской Церкви празднование дня памяти Всех святых русских». Из-за событий революции 1917 г. восстановленный Собором праздник снова едва не был быстро забыт, как это уже случалось ранее. На этот раз это было связано главным образом с гонениями, воздвигнутыми на Русскую Церковь в XX в. Лишь многие годы спустя, в 1946 году вышла в свет Служба Всем святым, в земле Российской просиявшим, изданная Московской Патриархией, и отредактированная прошедшим лагеря и ссылки епископом Афанасием (Сахаровым), после чего началось повсеместное его празднование. Так восстановленному празднику Промыслом Божиим не попущено было снова оказаться забытым. А воздвигнутые на Русскую Церковь гонения удивительным образом только помогли его повсеместному распространению. Читать далее

Просмотры (107)

Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност передал настоятельнице Зачатьевского монастыря игумении Иулиании патриаршее поздравление с тезоименитством


15 июня, в первую Неделю по Пятидесятнице, в праздник Всех Святых и в день обретения мощей святой благоверной (мученицы) Иулиании, княгини Вяземской, Новоторжской (1819), небесной покровительницы игумении Иулиании (Каледы) настоятельницы Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы сестры, прихожане и паломники обители торжественно отметили День Ангела матушки.

Лично поздравить Заместителя Председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству игумению Иулианию с тезоименитством в Зачатьевский монастырь прибыл Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност.

По окончании Божественной литургии и благодарственного молебна перед иконой св. блг. Иулиании, кн. Вяземской, Новоторжской, владыка Феогност зачитал поздравление и благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла настоятельнице и сестрам Зачатьевского монастыря, благодетелям и паломникам. Затем Высокопреосвященнейший владыка Феогност обратился к игумении Иулиании со словами поздравления.

К поздравлениям владыки Феогноста присоединились сестры и духовенство Зачатьевского монастыря, а также многочисленные гости и прихожане обители.

Просмотры (106)

В Зачатьевской обители велие празднество

This slideshow requires JavaScript.

15 июня, в монастыре – особенно праздничный день. Божиим Промыслом слились воедино и празднование Всех святых, от века Богу благоугодивших, и престольный праздник  Иулианиевского придела монастырского Собора, и тезоименитство матушки игумении, нареченной в монашестве Иулианией в честь празднуемой ныне святой благоверной княгини мученицы Иулиании Вяземской.   В обители было совершены две Божественные Литургии-ранняя в Иулианиевском приделе и поздняя в главном Богородице-Рождественском приделе, ради особого торжества празднования и множества гостей и паломников, пришедших сегодня принести свои сердечные поздравления и молитвенные благопожелания возлюбленной о Господе  тезоименитой матушке игумении. Матушку поздравить приехали игумении женских обителей- игумения Мария (Солодовникова), настоятельница Аносинского Борисоглебского монастыря, игумения Евдокия (Левшук), настоятельница Спасо-Евфросиниевского женского монастыря в Полоцке,монахиня Елисавета (Позднякова), настоятельница Марфо-Мариинской обители  г.Москвы.  Особо значимым событием было  присутствие на Литургии игумении Ксении с тремя сестрами из исихастерия святителя Григория Паламы в Куфалии, Греция. Во время богослужения часть песнопений исполнялась на греческом языке, а сестры из Греции  пели Трисвятое и “Достойно есть”. Сугубой  радостью всем молящимся и матушке игумении стало прибытие на службу Высокопреосвященнейшего архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры, Председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви. Владыка зачитал матушке игумении поздравительный адрес от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА и вручил на молитвенную память образ преподобного Сергия Радонежского.  По завершении Божественной Литургии всем гостям была предложена праздничная трапеза, на которой звучали теплые благодарственные слова и сердечные молитвенные благопожелания в адрес матушки игумении Иулиании и Зачатьевской обители. Ценным подарком для матушки была  икона “Торжество Православия”, преподнесенная сестрами монастыря и выражающая сущность и сегодняшнего празднования, и подвига жизни приснопоминаемых родителей матушки, протоиерея Глеба и монахини Георгии, и чуда возрождения из руин и забвения  древнейшей московской святыни – Зачатьевского женского монастыря.  С благодарной любовью матушка  принимала  поздравления, и дух мира и радости о Господе почивал сегодня на обители. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!

Просмотры (130)

15 июня память святой благоверной княгини мученицы ИУЛИАНИИ ВЯЗЕМСКОЙ

  • 15 июня память св.блгв.кн.мц. Иулиании Вяземской.  Сегодня, 15 июня, в Неделю всех святых, в монастыре с особенным  ликованием чтили память одной из удивительных  угодниц Божиих, святой праведной благоверной княгини мученицы Иулиании Вяземской, принявшей страдания и смерть за сохранение заповеди о целомудрии и получившей от Господа благодать исцеления от страстей и соблюдения мира и супружеской верности. Святая благоверная княгиня иулиания является также и покровительницей монашествующих, ниспосылая им свою благодатную помощь в прохождении девственного  монашеского жительства. «Житие святой мученицы Иулиании, княгини Вяземской»

Иулиания была женой Вяземского князя Симеона Мстиславича. После завоевания Смоленска Литвой они разделяли изгнание из родной земли вместе со Смоленским князем Юрием Святославичем. Великий князь Василий Московский дал им в удел город Торжок. Здесь князь Юрий прельстился красотой Иулиании и любыми путями пытался склонить ее к прелюбодеянию, но все усилия его были тщетны. Тогда во время пира Юрий убил мужа Иулиании, надеясь после этого насильно овладеть ею. Иулиания, защищаясь от насильника, ударила его ножом. Разъяренный Юрий гнался за ней с мечом, отрубил ей руки и ноги, а тело велел бросить в реку Тверцу. После этого, как пишет летописец «…бысть ему грех и студ велик и с того бежа к Орде, не терпя горького своего безчестия». Произошло это в 1406 г.
Читать далее

Просмотры (135)

Радость быть человеком

141800.b

14 июня день памяти преподобного Иустина (Поповича)

Автор многочисленных духовных произведений, в том числе трёхтомной «Догматики Православной церкви» и двенадцати томов «Житий святых»

«Я обязан благовествовать Евангелие, ибо оно стало волей моей воли, душою моей души, совестью моей совести, существом моего существа. Без него — нет меня. Исключите евангельскую истину из меня, евангельскую правду, евангельский рай, и я — ложь, и грех, и ад! Без Евангелия я есмь без моего бессмертия, без своей вечности, без своей радости, без своего благовестия, — зачем мне тогда жизнь, зачем душа, зачем тело, зачем совесть, зачем мир, зачем небо!..» — так говорил о себе архимандрит Иустин (Попович), ныне — преподобный Иустин Челийский, прославленный Сербской Церковью в лике святых в 2010 году.
Он пришёл в этот мир и ушёл из него в один день — в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Его так и назвали — Благое; благовестие Бога стало его дыханием, смыслом всей его жизни. Читать далее

Просмотры (98)