Иулиания Московская (1300 – † 3 мая 1393), преподобная — основательница монастыря и первая его игумения с 1360 по 1393 годы. Преподобная Иулиания была родной сестрой святителя Московского Алексия и современницей преподобного Сергия Радонежского, оттого в своём новообразованном монастыре она ввела общежительный устав, подобный тому, по которому подвизались иноки Сергиевой обители.
Имена игумений последующих XV–XVI столетий не сохранились. В 2010 году при археологических раскопках были найдены погребение и надгробная плита ещё одной игумении:
Мариамна (Елизарова; † 23 октября 1596), игумения. Останки игумении Мариамны были открыты при работах по воссозданию монастырского Собора. На сегодняшний день это единственное игуменское захоронение, найденное на территории обители. После чудесного обретения останков матушка игумения Иулиания с сестрами с благоговением облачили останки в монашеские одежды и знаки игуменского достоинства, положили в малый гробик и под пение заупокойных песнопений перенсели в подземную часть Собора, где для матушки Мариамны была устроена каменная гробничка в притворе храма в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Это место в Соборе особенное, поскольку именно здесь была устроена в XVI веке каменная поминальная палатка, а в середине XVIII века маленькая церквушка в память о преподобных основательницах монастыря, игумении Иулиании и монахини Евпраксии. Обретение останков игумении Мариамны накануне Великого Освящения Собора имело особенное значение для всех сестер, так как имени этой игумении не было в известном нам по историческому описанию списке настоятельниц обители. Возможно, именно она была первой игуменией возобновленного в 1580-е годы после пожара девичьего Зачатьевского монастыря[1].
Евфросиния, игумения — до 1623 года. Из семьи крепостного крестьянина князя Голицына, взятого на военные действия. Оставшись сиротой, девушка ушла в монастырь и дослужилась сначала до казначеи, затем и до игумении[2]. «В 1623 году игумения Зачатиевского монастыря Евфросиния с сестрами… били челом о государевой милости» новому царю, Михаилу Федоровичу Романову о закреплении за Зачатьевским монастырем оставшихся земельных наделов, не забранных в новую Алексеевскую обитель. Царь Михаил Феодорович выдал монастырю «Жалованную Грамоту», подтверждающую, в частности, права монастыря на владение окружавшей его слободской землёй.
Агафия (Шарапова), игумения с 1623 (?) по 1655 год. При царе Алексее Михайловиче «Облагонадеженные милостивым вниманием государя, игумения Агафия и сестры Зачатиевского монастыря снова били челом о милостях царских» — льготы, дарованные монастырю Михаилом Феодоровичем, подтверждены новой подписью на той же грамоте.
.. 1656–1684 годы[3]. В 1673 году «мая 21 день, в четверток, великий государь [Алексей Михайлович] изволил идти из села Хорошова к Москве, и был в монастырех: в Алексеевском, Зачатейском, в Ново-девиче монастыре»[4]. В царствование Феодора Алексеевича (1676–1682) права и привилегии, данные Зачатьевскому монастырю Михаилом Феодоровичем и признанные Алексеем Михайловичем, были снова подтверждены в 1677 году.
Капитолина, игумения с 1685 по 1694 год. «В тройственное правление царей и великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей и сестры их великой княжны Софии Алексеевны при игумении Капитолине в 1687 году права, данные Зачатьевскому монастырю жалованной грамотой Михаила Феодоровича, снова были подписаны на великих государей имя, с ограничением, впрочем, некоторых статей, не вошедших в новое уложение»[5].
Александра, игумения до мая 1700 года. При соизволении игумении Александры в 1696 году стольником Петра I Андреем Леонтьевичем Римским-Корсаковым, имевшим особняк на территории монастырской слободы, на месте надвратной деревянной часовни Всемилостивого Спаса, построенной при царе Алексее Михайловиче, был создан каменный храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя с устроением в нижнем этаже родовой усыпальницы. Храм находился полностью в ведении Римских-Корсаков, которые держали у себя ключи и приглашали наемных священников отправлять богослужения в нем.
Евдокия (Чилищева), игумения с июля 1700 по 1710 год (переведена в Вознесенский монастырь).
Памфилия (Титова), игумения с 1710 по 1715 год.
Анна (Ларионова), игумения с 1717 по 1719 год. В 1716 году по указу Петра I у стен монастыря выстраивается богадельня для увечных воинов с обеспечением их пищей и жалованьем от монастыря.
Анна (Поликарпова), игумения в 1721 году.
Ираида (Шараффетдинова), игумения с 1722 по † нач. 1726 года. В 1722 году, после указа Святейшего Синода о затворении девичьих монастырей, к надвратному храму было пристроено крыльцо с наружной стороны ограды для входа прихожан. Также с этого года мастерицы с Государственного прядильного двора начинают обучать монашествующих прядению. Прядильное ремесло определило основное занятие монахинь на долгие годы.
Елена (Чилищева; † 1742), игумения с 4 февраля 1726 по 1742 год.
Надежда (Чилищева), игумения с 1742 по 1753 год (уволена на покой).
[6] — 1754–1757 годы.
Александра (Семёнова), игумения с 1758 по июль 1763 года. По повелению императрицы Екатерины II в 1763 году в обители была произведена опись состояния монастыря (опись Павлова), с подробным перечислением монастырских строений и указанием всех насельниц обители: «Игуменья Александра, — значилось там,— из великороссийских священникова жена, рукоделия никакого не имеет»[7].
Анфиса (Сурина), игумения с 1764 по 1767 год. В 1764 году введено «Положение о штатах», согласно которому Зачатьевский женский монастырь причислен к разряду 3-классных необщежительных монастырей. 22 июля 1765 года проживавшая в монастыре белица Анна Михайловна Аничкова просила преосвященного Тимофея дозволить ей построить собственным иждивением церковь «Неопалимыя Купины», «для всегдашнего над гробами родных сестер святителя Алексия, игумении Иулиании и монахини Евпраксии, Божественного пения…».
Измарагда (Афанасьевна Захарова), игумения с 1767 по 1775 год. При игумении Измарагде выстроена каменная трапезная часть храма «Неопалимыя Купины» на средства Софии Михайловны Плоховой (Аничковой), украшен стенной живописью внутри и снаружи мастером Андреем Николаевым от г-на Нарышкина соборный храм Рождества Богородицы, устроен серебряный вызолоченный ковчег для хранения Святых Даров; в 1772 году поновляется монастырская ограда с использованием кирпича, белого камня и прочих материалов закрытой после чумы приписной церкви святителя Николая в Киевцах (на Бережку). В 1773 году игумения Измарагда с сестрами просила Московскую Духовную Консисторию, отобрав от Корсаковых ключи и имущество Спасской церкви, причислить оную в ведение монастыря.
Амфилогия (Грачёва), игумения с 1775 по 22 июля 1793 года. В 1775 году, при игумении Амфилогии, Надвратный храм был, наконец, после многолетней тяжбы, передан монастырю. По прошению игумении Амфилогии земли, оставшиеся на месте разобранной церкви святителя Николая в Киевцах, были закреплены в постоянное владение монастыря, сначала как место склада сплавляемого леса, затем для сдачи в аренду.
Игумения Амфилогия была очень сердобольной и милостивой, при ней в обители призревались дети-сироты самого разного возраста, от отроков до самых младенцев.
Доримедонта Борисовна (Протопопова; † 23 февраля 1818), игумения с 26 июня 1794 по 1818 г.[8]. До назначения настоятельницей монастыря несла в нем послушание казначеи при игумении Амфилогии. За время ее настоятельства в обители было произведено большое строительство: при содействии митрополита Платона был выстроен грандиозный Собор Рождества Пресвятой Богородицы с новой колокольней (архитекторы М. Ф. и М. М. Казаковы). При строительстве Собора благочестивая игумения Доримедонта по обету благословила написать образ Матери Божией «Руно Орошенное», который был выполнени искусными иконописцами и помещен в иконостас придела святителя Алексия Московского в новом Соборе. Икона была очень почитаемой в монастыре. Милостью Божией, образ сохранился до наших дней.
Во время вторжения наполеоновских войск в Москву игумения Доримедонта оставалась с большинством сестер в монастыре и делала все возможное для сохранения церковных ценностей и порядка в обители. После войны 1812 года игумении Доримедонте пришлось восстанавливать строения монастыря, храмы, ограду, келейные корпуса. Был выстроен северный келейный корпус (одноэтажный). Известно, что при разборке старого храма была предпринята попытка обретения останков преподобных Иулиании и Евпраксии. При игумении Доримедонте в монастыре было более 100 насельниц (монахинь, указных белиц, послушниц). Погребена в Новодевичьем монастыре.
Митрополия, игумения с 7 марта 1818 по 30 июня 1827 года (уволена на покой). После кончины игумении Доримедонты по запросу Духовной Констистории от 23 февраля 1818 года [на вакансию настоятельницы] откликнулась бывшая игумения упраздненного Георгиевского девичьего монастыря Митрополия.
Клавдия (1763– †13 апреля 1854), игумения с 5 июля 1827 по 19 [9] июля 1830 года (переведена в Алексеевский монастырь) — по словам святителя Филарета Московского, близко знавшего матушку, «игумения неученая, а смирением просвещённая». Игумения Клавдия происходила из купеческого звания, “обучалась российской грамоте и писать”. Монашествовать она начала в 1810 году в Казанском первоклассном Бородинском монастыре, где вскоре стала казначеей. В январе 1823 года Клавдия была переведена в Алексеевский девичий монастырь, казначеей которого она стала в октябре того же года.
5 мая 1827 года «с молитвой и вручением жезла по обычаю»[10] монахиня Клавдия была поставлен игуменьей Зачатьевского монастыря. Ее управление Зачатьевским монастырем ознаменовалось началом ремонтно-строительных работ и учреждением богадельни. За три года ее игуменства были отремонтированы соборный храм и казенные монашеские кельи. В апреле 1830 года началась перестройка богаделенного каменного корпуса, а в мае этого же года Александра Нефёдьева пожертвовала капитал[11] на устройство небольшой богадельни[12].
В 1830 году она возвратилась в Московский Алексеевский монастырь «на открывшуюся вакансию настоятельницы».
Палладия († 15 апреля 1843), игумения с 1830 по 1843 г. Бывшая казначея сего монастыря. При ней в 1830 году иждивением г-жи Нефедьевой выстроен вновь каменный одноэтажный богаделенный корпус, а в 1840 году вместо разбитого колокола слит новый в 94 пуда 35 фута иждивением купца Климушина[13].
Аполлинария (Шувалова; † 19 января 1869), игумения с 19 мая 1843 по 31 октября 1851 года (уволена на покой). В 1846 году при игумении Аполлинарии (по благословению митрополита Московского Филарета (Дроздова), по прошению и на средства белицы — гвардии полковника вдовы Варвары Михайловны Головиной (впоследствии игумении Веры) было начато строительство церкви Сошествия Святого Духа с богаделенным корпусом для немощных стариц из сестер монастыря. Архитектором стал Михаил Доримедонтович Быковский, по благословению святителя Филарета строивший храмы в московских обителях. В 1850 году 24 октября Новосозданный храм и при нем богаделенный корпус, освящены митрополитом Филаретом. При игумении Аполлинарии в 1844 году иждивением доброхотных дателей перестроен 10-саженный корпус для общей трапезы с наложением другого этажа для келлий монашествующих. Сохранились письма к ней, писанные митрополитом Филаретом Московском.
Мастридия (Ротенберг; † июль 1865 или 1866?[14]), игумения с 31 октября 1851 по 23 октября (ноября) 1863 года (уволена на покой). При ней в 1852 году сооружен на средства доброхотных дателей колокол со специальной надписью, 207 пудов 30 фунтов на заводе Д.Н. Самгина.
Калерия (Хвостова), игумения с 25 октября 1864 по 7 августа 1881 года (уволена на покой). Игуменией Калерией в 1867 году был составлен отчет о состоянии монастыря за 50 лет: «По благословению матушки игумении Калерии и по желанию усердному описывать чудеса и исцеления правдоподобные преподобных Зачатьевского монастыря игумении Иулиании и монахини Евпраксии рясофорная послушница Зосима с 1864 года начала записывать сказания о чудесах и явлениях преподобных матушек. Всего было составлено 70 сказаний, 4 марта 1909 года труд был окончен и опубликован. Там же приведена молитва преподобным Иулиании и Евпраксии, которую читают и ныне.
Валентина (Боронина; 1821–† 30 декабря 1908), игумения с 20 октября 1881 по 30 декабря 1908 года. В 1887 году усердием Московской купчихи А. А. Смирновой ( в тайном постриге монахини Рафаилы) в монастыре была сооружена церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Сохранилось уведомление игумении Валентины от 12 декабря 1892 года «о желании поставить новый мраморный иконостас в главном храме Богородице-Рождественской церкви вместо пришедшего в ветхость старого и на верху в Зачатьевском сделать золоченый иконостас такой же, какой есть в настоящее время»[15]. В 1892 году игумения Валентина была награждена Кабинетным крестом с украшениями. В донесении в Московскую Духовную Консисторию благочинного необщежительных монастырей Спасо-Андрониевского архимандрита Григория (Воинова; 1832–1896) от 18 сентября 1892 года отмечено, что игумения Валентина «с помощью привлеченных ее усердием благотворителей сделала на пользу вверенного ей монастыря многое: она благоукрасила храмы, распространила пристройкою с южной стороны[16] Соборный храм, увеличила помещения для сестер[17], для богадельни и больницы, значительно увеличила денежные средства к содержанию монастыря»[18]. При матушке Валентине был разработан проект и начато строительство новой ограды, а также Нового трапезного корпуса, завершенных уже при игумении Марии. В годы настоятельства игумении Валентины Зачатьевский монастырь был 3-классным, необщежительным, к 1908 году, кроме игумении, в обители подвизались 27 монахинь и 25 послушниц[19].
При матушке Валентине (вплоть до 1909 года) сестры обители продолжали вести тщательные записи чудес и исцелений, происходящих по молитвам преподобных Иулиании и Евпраксии — основательниц святой обители.
Мария (Коробка; 1858–18 ноября 1923), игумения с 22 марта 1909 по 18 ноября 1923 года — последняя настоятельница монастыря, на долю которой выпали самые трагические события истории обители: её закрытие большевиками и разорение. При игумении Марии в обители продолжилось каменное строительство: был выстроен Новый трапезный корпус, к богаделенному корпусу при храме Сошествия Святого Духа пристроен двухэтажный объем с размещением здесь двухклассной церковно-приходской школы, завершены росписи Собора Рождества Богородицы. В 1910 году в монастырь был переведен Аксаковский приют для девочек-сирот, ранее принадлежавший Филаретовскому епархиальному училищу. В 1910–1911 годах благодаря деятельности игумении Марии на монастырской земле в деревне Барвиха Звенигородского уезда был устроен хутор с храмом Покрова Пресвятой Богородицы, больницей, школой для крестьянских детей, садами и скотным двором. За годы своего настоятельства игумения Мария была награждена медалью на двойной Владимирской и Аннинской ленте, наперсным кабинетным крестом, золотым наперсным крестом от крестьян деревни Барвиха.
[1] См.: Зачатьевский Алексеевский на Остоженке монастырь в Москве / Сост. А.М. Беляева. М., 2013. С. 20. (В «Списке игумений» у Смирнова не указана.)
[3] В «Списке игумений» у Смирнова не указана.
[4] Выходы царя Алексия, г. 1673; отд. III, кн. XXXIII. Цит. по: Историческое описание Московского Зачатиевского девичьего монастыря / Сост. Л. Смирнов. С. 24.
[5] Историческое описание Московского Зачатиевского девичьего монастыря / Сост. Л. Смирнов. С. 30.
[6] В «Списке игумений» у Смирнова не указана.
[7] Цит. по: Историческое описание Московского Зачатиевского девичьего монастыря / Сост. Л. Смирнов. С. 38.
[8] У Смирнова допущено разночтение в дате кончины игумении Доримедонты: 15 ноября 1817 г. (с. 65) и 23 февраля 1818 г. (с. 90).
[9] Разночтение у Смирнова: см. с. 65 и 90.
[10] Архив НДМ № 19644, 19693.
[11] В 1736 руб. 50 коп.
[12] Архив НДМ № 20209, 20210, 20211.
[13] Историческое описание Московского Зачатиевского девичьего монастыря / Сост. Л. Смирнов. С. 65.
[14] Разночтение у Смирнова: см. с. 69 и 90.
[15] ЦИАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 54. Л. 151.
[16] Казанский придел Собора Рождества Пресвятой Богородицы.
[17] Пристройка к богадельне в Церкви Сошествия Святого Духа.
[18] ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 763. Д. 4. Л. 1 об.–2.
[19] См.: Денисов Л. Н. Православные монастыри Российской империи: Полный список всех 1105 ныне существующих в 75 губерниях и областях России (и 2 иностранных государствах) мужских и женских монастырей, архиерейских домов и женских общин. (С кратким топографическим, историко-статистическим и археологическим описанием, библиографическими примечаниями, статистической таблицей и 4 алфавитными указателями). С упоминанием ближайших к монастырям почтовых и железнодорожных станций. Со 110 рисунками в тексте и картою монастырей (в две краски) на вкладном листе / Сост. Л. Н. Денисов. М., 1908. С. 506–507, № 501.
Просмотры (9583)